Самоирония как средство избавления от стресса

00:00

Я человек простой, ученых степеней у меня нет. Не думайте, я вовсе этим не хвалюсь. Просто предупреждаю с самого начала, что не претендую на экспертность и научную обоснованность своего мнения. Скорее, делюсь своим субъективным пониманием вопроса.
 Задуматься о самоиронии меня заставил, кстати, мой личный проект этого года. У меня, вообще-то, отличное чувство юмора. В том плане, что даже тонкий юмор я способна воспринять, хотя мои собственные шутки часто резковаты. Но вот себя саму до недавнего времени я воспринимала уж слишком серьезно.

Мне свойственна достаточно болезненная реакция на критику. Мне надо быть самой во всем, критику я воспринимаю как личное. То, что я делаю, для меня неразрывно со мной как личностью. Поэтому в своем естественном состоянии я воспринимаю критику своих дел, своей работы, как критику себя самой. Вдобавок к этому я очень самокритична и требовательна к себе. Я устанавливаю для себя высокую планку - выше, чем могу взять с легкостью. То есть мои цели почти всегда таковы, что требуют от меня дополнительных усилий - чуть больше того, что я могу.

Конечно, в этом есть положительная сторона. Такое самовосприятие помогает мне постоянно расти, достаточно объективно видеть себя и работать над собой. Только вот такой подход к себе страшно выматывает. Я как будто сама себя постоянно подгоняю. Я сама себе и спортсмен, и скотина-тренер.

Неожиданно для себя самой я открыла прелесть самоиронии. Вообще, ирония и сарказм - мои любимые формы выражения своего отношения к действительности. Да, я язва и даже, в какой-то мере, горжусь этим. В утешение своим "жертвам" могу сказать, что моя ирония направлена и на себя саму (кстати, первая фраза поста про отсутствие у меня научных степеней как раз в этом духе). Самоирония позволяет мне "подкалывать" саму себя; одергивать себя в тех случаях, когда я "зарываюсь"; воспринимать критику и (что важнее всего) самокритику менее болезненно. 

Ироничное отношение к самой себе позволяет мне воспринимать себя как человека - несовершенного, уязвимого, ошибающегося. Мне свойственно стремление делать все безошибочно, идеально. Это не совсем перфекционизм. Это, скорее, завышенные требования к самой себе. Я не разрешаю себе быть неидеальной. А поскольку я все равно неидеальна, недостижимость цели просто убивает меня. Самоирония позволяет мне помнить, кто я. 

Моя требовательность к себе остается при мне. Только теперь личные неудачи (которые окружающими часто все равно воспринимаются как успех, а для меня являются неудачами только потому, что не дотянула до идеала самую малость) для меня менее болезненны. 

Я язвлю по поводу самой себя. Вероятно, это даже делает меня добрее по отношению к окружающим. И уж точно, со мной не скучно. Я могу сравнить себя с обезьяной из анекдота, прикинуться блондинкой и мне все равно, что у кого-то сексистские взгляды. Самоирония позволяет мне игнорировать сплетни, отсеивать необъективную критику и плевать на тех, чье мнение обо мне не имеет абсолютно никакого значения.

Так что, учитесь иронизировать по поводу самих себя - расслабляет почти как массаж))).

Новый опыт дня: впервые шью платье не на себя и получаю удовольствие от процесса.

Мысль дня: процесс реализации идеи, оказывается, может быть не менее приятен,чем результат.

А що ще цікавенького?

0 comments

Шановні читачі